Уход за аккумуляторной батареей

Аккумуляторная батарея— одна из самых «нежных» и недолговечных составных частей автомобиля. В среднем срок службы аккумуляторной батареи — три года. Но при внимательном, бережном отношении аккумуляторная батарея может прослужить пять и более лет, а за пренебрежение — отплатит отказом и очень быстро.
Старению аккумуляторной батареи способствуют: падение уровня электролита ниже защитной сетки на пластинах; попадание в электролит солей и других химических соединений даже в ничтожно малых количествах; нахождение в разряженном состоянии длительное время; значительный ток разрядки в течение большого промежутка времени; повышенное напряжение на клеммах при зарядке; повышенная плотность электролита.
Уровень электролита снижается в результате испарения из него воды.

При неисправном реле-регуляторе, когда напряжение на клеммах слишком высокое, уровень падает очень быстро. Электролит может выкипать за несколько поездок, в результате аккумулятор выйдет из строя. Если амперметра или вольтметра нет, то о повышенном напряжении на клеммах можно судить по косвенным признакам: степени нагрева аккумуляторной батареи, выделению пузырьков газа из электролита в конце длительной поездки.
Как только вы получили новый автомобиль, не имеющий амперметра или вольтметра, не поленитесь, замерьте уровень электролита в банках аккумуляторной батареи сразу после получения и через несколько дней эксплуатации. Если уровень электролита заметно упал, проверьте реле-регулятор в мастерской или самостоятельно с помощью точных приборов: амперметра и вольтметра.

Доливать в аккумуляторную батарею — это знают все — надо только дистиллированную воду. Но не все догадываются, что источником дистиллированной воды может быть домашний холодильник, где она получается при оттаивании намерзшей «шубы» в морозильной камере. Только собирать воду нужно в эмалированную (не в металлическую) посуду. Можно пользоваться и дождевой водой, если она выпала за пределами города и не стекла с железной крыши: соли железа — первый враг аккумулятора. Нержавеющая сталь дистиллированную воду не портит.

Если автомобилю предстоит долго бездействовать, аккумуляторную батарею следует отсоединить: снять наконечник с минусовой клеммы или отключить выключатель «массы». Это предотвращает утечку тока через влагу и грязь на клеммах, поврежденную изоляцию (от этого никто не гарантирован) или диоды выпрямителя.

Электронный сторож, к сожалению, иногда потребляет тока раз в десять больше, чем указано в его паспорте. Поэтому за 7...10 дней стоянки он может заметно «посадить» аккумуляторную батарею.

При длительном бездействии имеет место саморазряд аккумуляторной батареи, который тем сильнее, чем выше температура окружающего воздуха. При положительных температурах стоящий без работы аккумулятор нужно подзаряжать ежемесячно. При низких температурах саморазряд протекает очень медленно, и аккумулятор может простоять всю зиму без подзарядки. Так что на зиму аккумуляторную батарею уносить домой не только нецелесообразно, но даже вредно. Но здесь нужно оговориться: аккумулятор «в возрасте» (свыше трех лет) склонен к повышенному саморазряду. За зиму он может так разрядиться, что электролит в банках замерзнет и разорвет их. Поэтому раза два зимой нужно проверять плотность элёктролита, имея в виду, что от плотности зависит температура замерзания. Например, если плотность электролита 1,10 г/см при температуре 15°С температура его замерзания составляет (-7°С); при плотности 1,20г/см.- (- 25°С); при плотности 1,25г/см. – (-68°С)

В последние годы разработан новый метод хранения аккумуляторной батареи при положительных температурах: из полностью заряженного аккумулятора тщательно сливают электролит и вместо него заливают насыщенный раствор борной кислоты. Готовят его, растворяя борную кислоту в дистиллированной воде с температурой 70...80 °С. При вводе батареи в действие нужно слить раствор борной кислоты, залить электролит и через некоторое время откорректировать его плотность.

Такой метод пригоден для сравнительно новых аккумуляторных батарей в случае вашего отъезда в длительную командировку. В старом аккумуляторе при переворачивании выкрошившаяся активная масса может замкнуть пластины.

О степени разряженности аккумуляторной батареи, а также о ее состоянии можно судить по плотности электролита. В новой, полностью заряженной аккумуляторной батарее плотность электролита при температуре 15° С должна составлять 1,26.,.1,28 г/см3 (допускается от 1,23 до 1,31 г/см3). Когда батарея разряжается, плотность падает: в батарее, разряженной на 25 %, плотность снижается на 0,04 г/см3, а в разряженной на 50 % — на 0,08 г/см3. Если, например, начальная плотность электролита была 1,27, а измеренная при температуре 15...20° С — 1,20 г/см3, то батарея разряжена примерно на 45 %.

Со временем происходит сульфатация пластин, и аккумуляторная батарея «не принимает зарядку», т. е. сколько бы ее ни заряжали, плотность электролита не увеличивается. В этом случае для повышения плотности нельзя добавлять электролит или кислоту, в батарею нужно доливать только дистиллированную воду.

При наличии зарядного устройства очень полезно при любой возможности (например, на ночь) ставить аккумуляторную батарею на подзарядку малым током — около 2 А. Для этого можно даже не снимать ее с автомобиля. Только эта операция, если ее проделывать регулярно, но реже одного раза в месяц, увеличивает срок службы батареи по крайней мере на год.

При пуске двигателя стартером через аккумуляторную батарею проходит ток в несколько сот ампер, что не способствует ее долговечности. Поэтому, чем легче пускается двигатель, тем лучше: аккумулятор прослужит дольше. Сокращение времени работы стартера вдвое при шести-восьми ежедневных пусках повышает срок службы аккумуляторной батареи приблизительно в 1,5 раза.

Ежегодно осенью, а еще лучше и осенью, и весной, нужно проводить аккумуляторной батарее контрольно-тренировочный цикл. Сначала следует разрядить ее с помощью лампочки от фары (на нить дальнего света) до напряжения 10,5 В или до слегка заметного для глаза снижения накала нити лампочки, а потом сразу же зарядить током, численно равным 0,08,..0,10 емкости батареи, Контрольно-тренировочный цикл не только снимает небольшую сульфатацию пластин — основной результат старения, но и позволяет точно определить состояние аккумуляторной батареи. Если емкость по сравнению с номинальной упала более чем па 2/3, батарею нужно заменять новой или отремонтированной (которая, кстати, ничем не хуже новой). Однако в безвыходном положении можно попытаться на непродолжительное время восстановить аккумуляторную батарею. Это делается так. Из разряженной батареи выливают электролит и вместо него заливают дистиллированную воду, после чего батарее дают постоять один час. Затем ее заряжают током, равным 0,08...0,10 номинальной емкости, до тех пор, пока не начнется обильное газовыделение. После этого на два часа нужно прекратить зарядку, а потом заряжать еще в течение шести часов. Вновь сделать перерыв в зарядке на два часа и опять заряжать шесть часов. При этом в батарее образуется электролит, который заменять не нужно.

Еще несколько практических советов, касающихся аккумуляторной батареи. -Если на поверхности банки образовалась трещина, то ее можно «заварить» с помощью паяльника. Небольшие трещины в мастике можно заделать, нанеся кистью на хорошо очищенную поверхность «Мовиль».

При эксплуатации трудно исключить попадание электролита на наконечники клемм, прижимную рамку и площадку под аккумуляторной батареей. В результате на этих деталях образуются в виде хлопьев соли — медный или железный купорос. Лучше всего они удаляются раствором питьевой соды. Для этого наконечники опускаю в банку с раствором, а другие детали протирают смоченной раствором тряпкой. Площадку под батареей и прижимную рамку лучше всего покрыть эмалевой краской, а чтобы защитить площадку от электролита, под батарею нужно подложить сложенную вдвое полиэтиленовую пленку или специальный коврик.

 

Автор: www.accw.ru

При полном или частичном копировании ссылка на сайт обязательна!